Деятельность института международных наблюдателей

Деятельность института международных наблюдателей

Деятельность института международных наблюдателей

ЦИК России в понедельник планирует начать направлять приглашения международным наблюдателям на выборы президента РФ, которые пройдут 2 марта, сообщил председатель Центризбиркома Владимир Чуров.

Впервые в истории иностранные наблюдатели на выборах появились в 1857 году. Тогда дипломаты Франции, Великобритании, России, Пруссии, Австро‑Венгрии и Турции следили за прохождением плебисцита в Молдавии и Валахии, в результате которого в 1859 году образовалось новое государство ‑ Румыния.

В постоянный институт международные наблюдатели превратились после окончания Второй мировой войны и образования ООН. В 1992 году в ООН была создана особая структура, призванная поставлять наблюдателей на выборы ‑ Отдел электоральной помощи.

Одним из краеугольных камней современного института международных наблюдателей за ходом выборов является Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году. Пункт 3 Статьи 21 гласит: "Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования". ООН декларирует, что "наблюдение за выборами ‑ это наиболее транспарентный и методичный способ продвигать и укреплять демократию и обеспечивать соблюдение прав человека". В 1990 году ОБСЕ приняла Копенгагенскую Декларацию, в которой указано, что любые выборы должны соответствовать семи основным критериям. Они должны быть "универсальными, равными, честными, тайными, свободными, прозрачными и подотчетными".

Традиционно наблюдатели прибывают в страну выборов только по приглашению действующей власти. Обычно наблюдателей на выборы поставляют различные международные организации (среди них, например, Европейский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация американских государств, Организация африканского единства и пр.) и неправительственные организации, специализирующиеся на поддержке демократии и защите прав человека.

Международные наблюдатели в страны «старых демократий» до 2002 года не посылались, так как считалось самоочевидным, что выборы в западных странах являются «свободными и честными». Но и после 2002 года миссии наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) в западных странах носят скорее символический характер. Ряд западных стран отказываются от услуг ОБСЕ, объясняя это тем, что присутствие иностранных наблюдателей не предусмотрено их конституционными нормами. Например, в США нет федерального закона о международных наблюдателях. Каждое конкретное решение об их приглашении принимается на уровне штатов. В США международным наблюдателям даже запрещено посещать избирательные участки. На выборах 2004 года присутствовали лишь 92 представителя ОБСЕ, сумевшие охватить только Вашингтон и с десяток штатов. На выборы в Конгресс в 2006 году поехали уже не 92, а всего 16 наблюдателей с существенно ограниченными правами. На парламентские выборы в Канаду в январе 2006 г. было направлено 10 экспертов. На выборах в ФРГ и Польше в 2005 году не было ни одного наблюдателя.

В странах СНГ своих наблюдателей на парламентские выборы и выборы глав государств начиная с 1994 года направляет Межпарламентская Ассамблея государств ‑ участников Содружества Независимых Государств (МПА). 7 октября 2002 года на саммите в Кишиневе главами семи государств Содружества была подписана Конвенция о стандартах свободных демократических выборов в странах СНГ. В этом документе содержатся такие стандарты, как "демократические, периодические, обязательные, свободные, справедливые, конкурентные и открытые выборы на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании". Конвенция предусматривает институт международных наблюдателей и создание специального органа ‑ Межгосударственного избирательного совета. В декабре 2002 года МПА было принято "Руководство для международных наблюдателей СНГ по наблюдению за выборами". Оно было подготовлено на основе национальных законодательных актов, общепризнанных принципов и норм международного права, практических руководств по наблюдению за выборами ОБСЕ, Совета Европы, обобщения опыта по наблюдению за выборами в государствах СНГ. 10 февраля 2006 года был учрежден Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств ‑ участников МПА СНГ.

На выборах в республиках бывшего Союза оценки наблюдателей СНГ и БДИПЧ, как правило, диаметрально расходятся: одни считают выборы вполне демократичными и прозрачными, другие не признают их результатов и говорят о многочисленных грубых нарушениях. Министр иностранных дел России Сергей Лавров предложил создать рабочую группу ОБСЕ, которая занялась бы реформой БДИПЧ, с целью выработать приемлемые и понятные для всех условия оценки выборов.

Все справки>>


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Нужно сочинение?

Смотреть что такое "Деятельность института международных наблюдателей" в других словарях:

  • Александр Лукашенко — (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко …   Энциклопедия инвестора

  • Шанхайская организация сотрудничества — (ШОС) 上海合作组织 …   Википедия

  • Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… …   Энциклопедия инвестора

  • Выборы в Государственную думу (2007) — Эту страницу предлагается объединить с Нарушения на выборах в Госуда …   Википедия

  • Парламентские выборы в России (2007) — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента …   Википедия

  • Внутренняя политика России в период президентства Владимира Путина — Политика  Портал:Политика Россия Эта статья  часть серии: Политическая система России Политическая система Конституция России …   Википедия

  • Парламентские выборы в Казахстане (2012) — ← 2007   2017 → Выборы в мажилис парламента Казахстана 15 января 2012 года …   Википедия

  • Последствия войны в Южной Осетии (2008) — В период с 14 августа по 16 августа 2008 года руководителями государств, вовлечённых в военные действия, был подписан план мирного урегулирования грузино южноосетинского конфликта («План Медведева Саркози»)[1], что формально фиксировало окончание …   Википедия

  • Выборы в Государственную думу (2011) — ← 2007   2016 → Парламентские выборы в России Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ VI созыва …   Википедия

  • Европейский долговой кризис — В этой статье описываются текущие события. Информация может быстро меняться по мере развития события. Вы просматриваете статью в версии от 14:59 13 декабря 2012 (UTC). ( …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»